В кардиохирургическом центре НМИЦ ВМТ им. А. А. Вишневского МО РФ был извлечен осколок из сердца раненого военнослужащего, который принял непростое решение перед сложной операцией - жениться в стенах госпиталя.
Данное ранение у бойца второе, первое было получено в 2022 году. В октябре 2023 года во время участия в СВО Айдын получил тяжелые ранения груди и брюшной полости, практически не совместимые с жизнью. Когда он лежал на поле боя без сознания, сослуживцы приняли его за погибшего. Однако мужчина, очнувшись, истекая кровью, смог самостоятельно дойти до первой линии эвакуации. Он уже перенес 4 операции, и во время ожидания самой ответственной - на сердце - принял одно из главных решений в своей жизни - жениться в стенах госпиталя Вишневского. Репортаж об этом событии освещался в наших новостях
https://3hospital.ru/news/trojnaja_radost_v_odin_den#.
Во время изъятия осколка из сердца в кардиохирургическом центре госпиталя Вишневского были использованы гибридные технологии как в диагностике, так и в операционном процессе. Операцию провел начальник центра кардиохирургии НМИЦ ВМТ - ЦВКГ им. А. А. Вишневского МО РФ, доктор медицинских наук, Заслуженный врач РФ профессор Александр Николаевич Лищук, давший представителям СМИ свои комментарии:
- Пациент поступил в стационар с минно-взрывными ранениями грудной клетки, брюшной полости (повреждена селезенка, желудок и поджелудочная железа), нижних и верхних конечностей и ранением сердца. На первом этапе была выполнена операция на брюшной полости, остановлено кровотечение, полностью восстановлена работа кишечника. Остались три осколка в грудной клетке, один из которых - размером 1,5 см - находится в сердце. За несколько дней до предстоящей операции у пациента появилась лихорадка и признаки воспаления внутри перикарда с накоплением большого количества жидкости, которая сдавливает сердце. Сегодня мы должны удалить осколок, полностью вычистить перикард, дренировать полость перикарда, а также найти осколки, которые находятся в полости грудной клетки. Один из них расположен у корня левого легкого, второй - в плевральной полости левой грудной клетки.
Если инородные тела не изъять сейчас, когда уже начался воспалительный процесс, это может привести к нагноению. На начальных этапах СВО, когда раненые поступали с небольшими осколками в области сердца и перикарда, мы не пытались их удалять, поскольку они не мешали работе сердца. Однако проходило время - несколько месяцев или полгода - и пациенты поступали вновь с сильной лихорадкой, с температурой под сорок. Сердце начинало сдавливаться, и нам приходилось делать операции уже на таком неблагоприятном фоне.
Все осколки, попадающие в сердце, инфицированы. Они пробивают ткани бронежилета, одежды, несут в себе части этой одежды, вокруг которых ткани организма начинают воспаляться и приводят к нагноению. Поэтому все следы минно-взрывных ранений, мешающие сердечной деятельности, сейчас удаляются.
Сейчас более 90 процентов раненых поступает прямо с поля боя. Это не только ранения сердца - это ранения брюшной полости, грудной клетки, конечностей и головы. На первом этапе оказывается самая необходимая помощь. Менее повреждающие сердце инородные тела, не вызывающие гемодинамических нарушений, удаляются нами в “тихий” период, когда другие поражения не мешают проводить такие сложные операции.
Самыми тяжелыми для нас были первые случаи, когда пациенты попадали в кардиохирургию с пулевыми ранениями сердца, которое бьется. Мы не понимали, как это возможно, поскольку по всем историческим справкам такие раненые не выживали, не доходили до госпитального звена. В настоящее время система эвакуации работает очень четко, организованно. Военнослужащих авиационным транспортом быстро доставляют в госпиталь, и мы успеваем их спасти.
Иногда у кардиохирургов возникают трудности из-за размещения осколков: когда они находятся в толще миокарда, их очень сложно искать, поскольку они небольшого размера. При этом зачастую они вызывают нагноения внутри тканей сердца. В таких случаях нам приходится пользоваться гибридной операционной: мы наводим систему навигации таким образом, чтобы можно было определить точное расположение осколка. Приходится останавливать сердце, и поиски дают хорошие результаты, поскольку делается маленький надрез без повреждения большого количества сердечных мышц. Когда сердечная деятельность восстанавливается, пациент возвращается к полноценной жизни. Мы уже провели более ста операций пациентам с ранениями сердца, и все они оказались удачными.
Добавим, что после очередной проведенной операции пациент быстро пошел на поправку. Уже на следующий день восстановилась нормальная сердечная деятельность, температура пришла в норму. Во время встречи с родными мужчина улыбался, передавал привет сослуживцам и выражал надежду на свое скорое возвращение домой к любимой семье.
Текст: Наталья Ивашкина
Фото: Алексей Ловен