Две бригады сердечно-сосудистых и эндоваскулярных хирургов госпиталя имени А. А. Вишневского под руководством начальника кардиохирургического центра Александра Лищука одновременно провели пять операций одному пациенту, которому было показано поэтапное хирургическое вмешательство пять раз.
— Это стало возможным, благодаря активному развитию гибридных технологий и наличию в 3-м Центральном военном клиническом госпитале имени А.А. Вишневского гибридного операционного комплекса. За время его функционирования такое количество хирургических вмешательств одновременно в организм одного человека проведено впервые — уникальный случай в российской хирургии в области гибридных вмешательств. Это и рекорд, и сенсация, продемонстрировавшие интеграцию сердечно-сосудистой хирургии, лучевой диагностики, анестезиологии, интенсивной терапии и ряда других специальностей, — прокомментировал начальник кардиохирургического центра госпиталя заслуженный врач РФ, доктор медицинских наук, профессор, действительный член Академии военных наук Александр Лищук.
Супруги П. из Подмосковья недавно отпраздновали золотой юбилей совместной жизни и очень гордятся тем, что прошли непростой и долгий путь рука об руку. Но с осени 2021 года здоровье главы семейства стало резко ухудшаться. Александр Александрович жаловался на слабость, одышку, невозможность выполнения физических нагрузок. Правда, к этому времени он уже был гипертоником со стажем и перенёс два инфаркта. В 2005 году ему была выполнена операция аортокоронарного шунтирования.
72-летний Александр П. поступил в 36-е отделение кардиохирургического центра госпиталя имени А.А. Вишневского с диагнозом по основным заболеваниям: мультифокальный атеросклероз, приобретённый порок сердца, дегенеративный (кальциноз) порок аортального клапана с преобладанием стеноза, аневризма брюшного отдела аорты, ишемическая болезнь сердца и ещё целый список наряду с фоновыми и сопутствующими заболеваниями.
Во время обследования основной диагноз был подтверждён, а так же был выявлен критический стеноз устья аорты, кальциноз аортального клапана с высоким градиентом. В рамках подготовки к возможной операции при дополнительном обследовании выявлена аневризма брюшной аорты, выраженный кальциноз в проекции аортального клапана, в общей и наружной подвздошных артериях, в левой общей подвздошной артерии, в правой общей бедренной артерии, аневризматическое расширение брюшного отдела аорты. Консилиумом специалистов госпиталя было показано хирургическое лечение в плановом порядке. Риск операции был высокий.
— Учитывая перенесённые ранее операции, тяжесть состояния после инфарктов пациенту было предложено вместо открытой операции с подключением аппарата искусственного кровообращения альтернативное хирургическое вмешательство с использованием эндоваскулярных методов. Через бедренную артерию было осуществлено трансфеморальное протезирование аортального клапана, эндопротезирование брюшного отдела аорты, протезирование правой общей бедренной артерии синтетическим линейным сосудистым протезом, эндопротезирование обеих общих подвздошных артерий. Хирургическое вмешательство длилось более пяти часов. Пациент перенёс операции удовлетворительно, — рассказал заведующий 36-м отделением, сердечно-сосудистый хирург, кандидат медицинских наук Алексей Колтунов.
Кстати, до недавнего времени единственным золотым стандартом лечения критического стеноза устья аорты была открытая операция на сердце — протезирование аортального клапана. Для этого необходимо было сделать разрез посередине грудной клетки, чтобы в ходе операции получить доступ к сердцу, подключить аппарат искусственного кровообращения, остановить сердце и только после этого удалить нефункционирующий клапан, заменить его на протез. Этот метод давал хорошие результаты, но были противопоказания, высокий риск возможных осложнений у пожилых пациентов, особенно с тяжёлыми сопутствующими заболеваниями. Таким часто отказывали в операции и назначали только поддерживающую лекарственную терапию.
Вернёмся к клиническому случаю Александра П. Как отметил лечащий врач, если бы все показанные пациенту операции делали поочерёдно, на это могло уйти до года времени. И каждый раз у больного сохранялся бы риск не дожить до следующей операции.
«Спасибо вам за мужа! Теперь мы можем готовиться к бриллиантовой свадьбе», —благодарила по телефону хирургов после успешной операции жена пациента.