Кардиохирурги НМИЦ ВМТ им. А.А. Вишневского МО РФ проводят сложнейшие операции пациентам с разрывом сердца. О том, как врачи возвращают людей к жизни, рассказывает начальник Центра кардиохирургии, Заслуженный врач РФ, доктор медицинских наук, профессор Лищук Александр Николаевич.
Есть такое выражение в простонародье “сердце на разрыв”. Мне это было непонятно, пока я не столкнулся в своей практике с тем состоянием человека, когда у него после инфаркта происходит разрыв сердца. Это случается не всегда, а лишь при обширных повреждениях мышцы сердца, когда она становится дряблой, как корка гнилого арбуза, и не выдержав внутреннего давления, разрывается. Зачастую люди при этом погибают.
Иногда, если удается удерживать пациента в реанимации, можно сделать операцию: выполнить специальную пластику с помощью прокладок - искусственных или из перикарда. Этот разрыв ушивается, у человека восстанавливается сердце, и он живёт дальше.
Пациентам в обычной жизни нужно оказывать помощь сразу после инфаркта, потому что смертность без оперативного вмешательства в этих случаях очень высока, она достигает 80%. Недавно женщина была доставлена к нам из вологодской больницы, где врачи отказались от хирургического вмешательства. Мы ее прооперировали, и сейчас, спустя несколько дней после операции, она находится в палате, уже присаживается, сама за собой ухаживает, то есть, идет на поправку.
За последний месяц у нас в Центре было четыре случая разрыва сердца после инфаркта и три случая разрыва вследствие минно-взрывных ранений во время проведения СВО. При травмах сердца происходят более грубые изменения, потому что вместе с разрывом внутренней структуры повреждаются клапаны и части аорты.
Все эти пациенты были доставлены с помощью санитарной авиации в наш госпиталь, прооперированы, и все они остались живы. Более того, один из них уже возвращён в строй и продолжает службу. Это капитан, который командовал артиллерийской бригадой. Ему понадобилось на восстановление около месяца: он молодой, и организм быстро компенсировал затраченные силы.
С момента ранения до поступления военнослужащего к нам в реанимацию проходит около 4-6 часов. Вначале - вертолёт, затем - самолёт в Москву, и в Москве - снова вертолетом в стационар. При подобных травмах первая помощь - только перевязка, больше ничего врачи до эвакуации сделать не могут. Один из таких пациентов был доставлен на искусственной вентиляции лёгких, потому что уже перестал сам дышать, но сердце частично ещё сокращалось. От того, насколько велика травма, зависит время, которое можно отвести на доставку раненого в госпиталь. Если ещё возможно поддерживать кровоснабжение, это даёт больше шансов на восстановление. Желательно прооперировать его в течение первых 6-8 часов.
Мы уже имели большой опыт подобной работы, но с тяжелыми повреждениями при военных действиях столкнулись впервые и приспособились их лечить. Очень важно не просто возвращать военнослужащих в строй, но и давать им возможность совершенствовать свои боевые навыки, учить других людей, как не попадать в такие сложные ситуации и избегать больших потерь среди личного состава.
Всё это стало возможно благодаря тому, что в нашем Центре есть передовые медицинские технологии и хирурги, которые научились “чинить” подобные повреждения. Здесь важна не только практика, но и многолетнее обучение - за рубежом, в российских медицинских учреждениях, институтах. Врачи постоянно совершенствуют свою технику и продолжают спасать жизни людей.
Беседу с профессором А.Н. Лищуком записала Наталья Ивашкина
Фото взято из личного архива врача