В госпитале Вишневского открылась выставка войлочной скульптуры «Узелки на память» основателя уникального жанра, лауреата и победителя международных фестивалей и выставок Ирины Андреевой. Здесь представлены целые истории из детства, рассказанные в войлоке. Они дороги и понятны всем.
Ирина немного теряется, когда её спрашивают о том, сколько килограммов шерсти было использовано в работах или сколько времени ушло на создание одного сюжета. Словом, не говорите с ней о цифрах. В лучшем случае она скажет, каков объём доставляемого к очередному вернисажу груза. Слова «объём», «объять», «обнять» – это не просто однокоренные слова, это суть самой Ирины и её творчества, насквозь пронизанные любовью.
– Я просто не знаю как отвечать на подобные вопросы. Когда я работаю, понятия времени, количества, веса исчезают. Есть только замысел и глубокое чувство. Не замечаю времени, боли, усталости, голода или жажды. Обожаю запахи художественных красок, мокрой шерсти и состояние душевного полёта во время процесса. Когда готовлю в дорогу очередную выставку, могу в общих чертах сказать грузоперевозчикам, что будет достаточно одной машины или пусть готовят две, – поделилась Ирина.
Но одна цифра известна точно — это площадь выставки. Она заняла всю центральную часть холла главного корпуса – 200 квадратных метров. Сегодня это самая посещаемая и самая позитивная выставочная площадка НМИЦ ВМТ им. А.А. Вишневского.
В экспозиции представлены, на первый взгляд, самые простые вещи: деревенская печь с валенками в рядок и окотившейся кошкой; велосипед у изгороди; цыплята в зарослях мальвы у забора; девчушка с авоськой кормит хлебом козу; круглый стол с только что вскрытым конвертом и очками на недочитанном письме; развешанная постирушка и курицы у тазика с отжатой простынёй; рукомойник; швейная машинка; радиоприёмник; отрывной календарь на стене; девочка с бидоном земляники; тазик с рыбёшками и кот-охотник, нависший над добычей ... Всё это из глубокой памяти: так жили в деревне наши родители или бабушки, к которым нас отправляли на летние каникулы... А Ирина Андреева своими работами «развязала» наши узелки.
Автор общается с посетителями, даёт потрогать шерсть, из которой творит сюжеты, читает свои не выдуманные хорошо написанные истории про землянику, про шитьё-бытьё, про окно, про всё, что запомнило её сердце. Всем этим она щедро делится с пациентами и сотрудниками госпиталя.
Равнодушных посетителей выставки просто нет.
– Я сам из Удмуртии, откуда родом Ирина Андреева, но ни разу не был на выставках землячки. А здесь вот встретились. Даже помогал ей монтировать экспонаты. Было ощущение, что это не её воспоминания, а мои. И герань на окошках у нас дома цвела, и куры ходили безнаказанно, где хотели, и мама стирку разводила во дворе. А маленькая сестрёнка, забравшись на кровать, играла с котёнком верёвочкой с бумажным бантиком вот прям, как эта. И за земляникой мы ходили с бидончиками всей семьёй. Уууух, слеза наворачивается… давно это было, и в деревне уже ни кого не осталось, – поделился пациент кардиологического отделения Игорь.
– Ой, девоньки, а у меня ж в Волоколамске, в квартире, которая досталась от мамы, кровать такая же стоит, и подушки мама так же ставила горкой и прикрывала кружевной накидкой. Батюшки-светы, и коврики мы такие вязали…, – не унималась санитарочка из неврологии, так ей всё вокруг напоминало родительский дом.
– Смотрю сейчас на этот остров памяти и думаю: я ж умею класть хорошие печи — по наследству промысел в семье передавался. Но с детства бредил военным делом. Сейчас полковник в отставке. Чего сижу в городе? Рвану-ка с внуками на родину – в деревню. Сам тряхну стариной и их научу семейному ремеслу. Говорят, печники сегодня в дефиците, – поделился Виктор.
Замысел автора выставки понятен без лишних слов. От произведений Ирины веет невероятным теплом и добротой.
– Именно этого всем нам так не хватает в теперешней жизни. Мне захотелось привезти выставку в госпиталь, поделиться со всеми теплом, идущим из самого сердца. Пусть на миг все побывавшие здесь станут счастливее, – прокомментировала Ирина.
Напомним, Ирина Андреева родилась в Сарапуле, окончила художественно-графический факультет Удмуртского государственного университета. Вместе с мужем и сыном переехала в Москву. Теперь она ведущий российский художник-скульптор, работающий с дикой шерстью в технике «мокрое» валяние, основатель жанра валяная скульптура. Работы Ирины «живут» в различных музейных и частных коллекциях России, Германии, Франции, Бельгии, Великобритании, Японии, США и Канады.