143420, Московская область, городской округ Красногорск, п.Новый, д.1

В клубе НМИЦ ВМТ им. А.А. Вишневского МО РФ состоялась творческая встреча с медиками и военнослужащими кинооператора-постановщика, фотохудожника, писателя, Заслуженного деятеля искусств РСФСР Анатолия Заболоцкого, участвовавшего в создании культовых художественных фильмов, таких как  «Альпийская баллада», «Печки-лавочки», «Калина красная».

Перед выходом мэтра на сцену на экране был продемонстрирован документальный фильм, рассказывающий о жизни и творчестве художника, о его многочисленных фотоработах. В них он воссоздает гармонию и красоту русского крестьянского быта, не суетясь подмечая всё вокруг.

В фильме упоминались известные люди, с которыми гостю довелось дружить и работать. Так, к примеру, Енисей, Сибирь свели его с писателем Виктором Астафьевым, прекрасно разбиравшемся в операторском деле и высоко ценившем творчество Анатолия Дмитриевича. Еще одним близким другом оператора был Михаил Евдокимов, человек деятельный, думающий о судьбах современной России и ее людях. 

Были также продемонстрированы кадры из фильма «Через кладбище», снятого на «Беларусьфильме» по повести Павла Нилина. К слову, эта работа в 1995 году была включена ЮНЕСКО в сотню лучших фильмов века о Второй мировой войне.

Организаторы встречи показали сюжет из фильма «Калина красная», снятого режиссером Василием Шукшиным. Анатолий Дмитриевич был близким другом и соратником Василия Шукшина, поэтому его  разговор со зрителями во многом касался их совместной работы. Он делился интересными деталями творчества большого художника. Поведал, в частности, что Шукшин любил снимать без озвучки, потому что считал, что по-настоящему прожитый эпизод озвучить невозможно.

Сотрудничество оператора с режиссером началось с создания курсовых работ и стало началом их большого совместного творческого пути. Вместе они сняли лучшие работы Шукшина  - «Калина красная», «Печки-лавочки». Интересен факт, что «Калину красную» объявили поначалу антисоветской картиной, но судьбу ее решил Генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев, которому фильм очень понравился. После его одобрения картина вышла на экраны. 

Анатолий Заболоцкий рассказал о съемках «Альпийской баллады» производства «Беларусьфильм», во время которых он бросил курить. В их группе были профессиональные альпинисты, чемпионы Союза, для них работа на высоте - обычное дело. А оператору с тяжелой камерой, которая весит 45 килограммов, подниматься в гору и снимать на обрыве было непросто. В итоге, бросив курить прямо во время съемок, Анатолий Дмитриевич смог довести дело до конца.  Художник считает, что на восемьдесят восьмом году жизни он продолжает жить и активно работать во многом благодаря тому, что смог еще в молодости избавиться от пагубной привычки.

Однако не обошлось на съемках без казусов. В этом фильме есть впечатляющий эпизод схода снежной лавины с вершины горы, за спуск которой альпинистам заплатили 1000 рублей. Самого оператора с камерой буквально привязали к склону в безопасном, как ему казалось, месте. Но что-то пошло не так, и снежная лавина понеслась с вершины горы в ином направлении, засыпав Анатолия Дмитриевича густой пеленой снега. На какое-то время вокруг него стало темно. Когда же снежная пелена осела, он успел снять лишь небольшую часть спустившейся лавины. Но даже эти кадры в картине поражают  зрителя самоотдачей и смелостью великого оператора.

Анатолий Заболоцкий отметил, что все фильмы, показанные в этот день зрителям, были сделаны полвека тому назад. Со слов Мастера, профессия оператора очень дорога в обучении. Выучить оператора-постановщика всегда стоило дороже, чем режиссера, особенно во времена, когда еще не было цифровой съемки. Надо было перевести очень много пленки, чтобы получить в итоге настоящего профессионала. 

С 1983 года оператор ушел из кинематографа. Сейчас он занимается только фотографией. Он по-прежнему предпочитает снимать свои работы на пленку, считая, что цифровые кадры не могут в полной мере передать объем, свет и полутона, которые доступны для передачи лишь с помощью привычных ему материалов.

Текст: Наталья Ивашкина

Фото: Алексей Ловен