143420, Московская область, городской округ Красногорск, п.Новый, д.1

В госпитале Вишневского спасли жизнь военнослужащего, рана которого была не совместима с жизнью.

Находясь в районе выполнения боевой задачи 27-летний военнослужащий получил осколочное ранение шеи. Осколки прошили горло насквозь, разорвали гортань, глотку, пищевод, щитовидную железу, сильно травмировали мягкие ткани шеи, нарушили отростки С5 и С6 позвонков без повреждения спинного мозга. На этапе медицинской эвакуации раненому было остановлено кровотечение, наложена атипичная трахеостома и установлен назогастральный зонд. При поступлении в госпиталь пациент самостоятельно дышал, был в сознании, адекватно общался с врачами.

Одним из проблемных вопросов в этом случае было отведение слюны, которая, обладая ферментативными свойствами, быстро пропитывала и расплавляла ткани шеи, поддерживая мощный воспалительный процесс. К тому же, из-за обнажения крупных сосудистых трактов, был риск развития смертельного кровотечения из магистральных сосудов шеи.

Как сообщили в хирургическом центре НМИЦ ВМТ им. А.А. Вишневского, куда был доставлен раненый, случай уникален и тем, что пациента смогли доставить в госпиталь (в 99-и процентах случаев бойцы с обширными ранениями умирают на поле боя), и самой операцией, которую провёл доктор медицинских наук, лауреат премии Правительства Российской Федерации, один из самых опытных хирургов-онкологов России, заведующий отделением Онкологической больницы №1 города Москвы Сергей Кравцов.

– Нам действительно пришлось пригласить опытного онколога для этой операции, потому что, сами понимаете, случай редкий. Объём повреждений органов шеи имел сходство с объёмами поражений при онкозаболеваниях и требовал взаимодействия узкоспециализированных хирургов. Пациенту выполнена резекция разрушенного фрагмента гортани с двумя полукольцами трахеи и разможжённой гортаноглотки до жизнеспособных тканей, сформирована типичная концевая трахеостома, в которую установлена трахеостомическая трубка. Далее было выполнено формирование дистальной эзофагостомы, в которую заведён зонд для питания. Послойно ушито ложе гортаноглотки и сформирована оростома, по которой и будет отводиться слюна, – прокомментировал уникальный случай главный хирург НМИЦ ВМТ им. А.А. Вишневского Руслан Долгих.

Кто-то может, читая эти строки, сказать: и что за жизнь у парня дальше — молчать, через трубку дышать и питаться едой из блендера?

Категорически не соглашусь с таким мнением. У нашего пациента абсолютно не пострадали ни руки, ни ноги, ни голова. Все органы работают. Ему придётся научиться дышать не носом. В последствии планируется пластика глотки аутотрансплантатом из кишки для нормализации питания. Кроме этого, в наше время и проблему потери голоса можно решить с помощью голосообразующих электронных аппаратов. Нам с вами известны случаи, когда люди не имея ни рук, ни ног, не сдаются – женятся, воспитывают детей, преподают и мотивируют других. У нашего пациента всё не так тотально, ему суждено было остаться в живых. Он сильный. Он – военный. Он должен победить! – отреагировал лечащий врач военнослужащего Виктор Егоров.